Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Роль и место России в мировой культуре. История культуры России

Купить за 600 руб.
Страниц
48
Размер файла
50.4 КБ
Просмотров
204
Покупок
0
Актуальность темы: Интерес к России и русской культуре огромен. Русская цивилизация как носитель уникальной культуры столкнулась с вызовом новейшей глобальной финансово-правовой цивилизации. Русская

Введение

Актуальность темы: Интерес к России и русской культуре огромен. Русская цивилизация как носитель уникальной культуры столкнулась с вызовом новейшей глобальной финансово-правовой цивилизации. Русская цивилизация сумела объединить более сотни национальностей и народностей в сложнейших природно-климатических и географических условиях проживания благодаря морально-нравственным принципам и основам.

Россия как евразийская держава объективно претендует на важнейшее место геополитического моста и роль активного посредника между странами Запада и Востока.

Опираясь на благоприятное географическое положение, Россия имеет возможность эффективно реализовать свой потенциал и в такой перспективной сфере, как современная культура.

Общеизвестно влияние русской культуры, особенно XIX - XX вв., на мировую культуру. В условиях разрастающейся на планете религиозной конфронтации Россия как многоконфессиональное государство подает остальному сообществу пример возможности единения представителей различных религиозных воззрений и культур на основе общечеловеческих ценностей.

Огромный культурный потенциал России наделяет ее особой притягательной силой, позволяющей ей играть важнейшую роль в определении облика и пути дальнейшего развития мировой культуры, что является весьма актуальным учитывая современные тенденции развития мировой культуры и цивилизации в целом, под влиянием таких процессов как глобализация, космополитизм и так далее.

Социальная значимость представленной темы заключается в том, что изучение международных отношений России позволит наиболее полно удовлетворять потребности социума в духовных, творческих и досуговых новинках в будущем. А так же будет способствовать развитию условий для создания благоприятной среды, позволяющей каждому человеку не только сохранить свою душевную целостность, но и развивать свои творческие способности, а так же проявлять активность в удовлетворении нематериальных потребностей. Полноценно-развитый человек - счастливый человек, и чем больше таких людей будут существовать в нашем обществе, тем наиболее стремительно и спокойно в экономическом, политическом, социальном и культурном плане оно будет развиваться.

Цель исследования: изучение международных культурных отношений России с зарубежными странами проводиться с целью определения роли и места Российской Федерации в мировой культуре, установления качества международных связей нашей страны и их влияния на развитие культуры России, а так же отдельных регионов.

Задачи исследования:

1. Изучить истории культуры России с точки зрения влияние на развитие культур иностранных государств;

2. Определить роль и место России в мировой культуре;

. Выявить степень влияния культур зарубежных государств на развитие культуры России на современном этапе;

. Рассмотреть участие России в мировой культуре как члена международных организаций;

. Выявить существование международных культурных связей на локальном уровне;

. Провести анализ полученных результатов на предмет улучшения международных связей на локальном уровне.

Предмет исследования: Международное культурное сотрудничество России с зарубежными странами.

Объект исследования: Мировая культура.

Методы исследования: анализ исторической, научной литературы, а так же электронных ресурсов (Интернет).

I. Роль и место России в мировой культуре

В первой главе автор рассматривает вопросы исторического развития культуры России, а также влияние на ее ход культур иностранных государств.

Акцент на вышеперечисленные аспекты автор ставит для того, чтобы наиболее четко нарисовать картину развития культуры России как части мировой культуры, что позволит качественно охарактеризовать и правильно обозначить основные особенности самобытной культуры нашей страны.

Культура России всегда привлекала своей самобытностью и оригинальностью, обусловленной ее специфическим развитием в силу уникальных географических и климатических условий расположения нашей страны. Являясь страной, расположенной на границе Запада и Востока, Россия всегда являлась многоконфессиональной страной, в культуру которой органично вливались культуры различных национальностей и народностей, создавая таким образом единую уникальную в своей роде культуру.

.1 История культуры России

В данном параграфе автор рассмотрит развитие культуры России с целью выявления ее основных особенностей, наиболее ярких периодов ее развития и факторов, повлиявших на ее развитие и становление.

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и .т.д.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.

В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси - гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизано языческими мотивами.

Основой любой культуры является письменность. Славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - "аз", Б - "буки" (их сочетание образовало слово "азбука"), В - "веди", Г - "глаголь", Д - "добро" и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. "А" - цифру 1, "В" - 2, "Р" - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили "буквенные".

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным , перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях "под старину".

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте - "инициал" - писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - "писать с красной строки". Завершался раздел "концовкой" - небольшим рисунком, на пример, изображением двух птиц, похожих на павлинов.

Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках.

В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получил широкое распространение, так как был дешевле и доступнее камня.

Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнесли на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространства прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывшие на Русь, начинай со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу, если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление княжествами, родами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах. Известно немало женщин - деятельниц такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им "славу", большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим. По улицам города сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояре и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в епанчах, в красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах и шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканых рубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, другими ювелирными изделиями из золота и серебра отделанными эмалью, чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла - меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду - сарафаны; голову накрывали убрусами (платками).

Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от "лихих" людей, а на юге - от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди.

Во второй половине XVIII в. в России продолжает развиваться национальная культура. Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования - этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

Согласно уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г., В каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. В первых двух классах обучали чтению и письму, изучали священную историю. В двух старших классах изучали историю географию, геометрию, механику, физику и т. д. В обоих типах училищ было введено предметное преподавание.

Претворение Устава народных училищ обеспечило резкое увеличение числа народных школ. Если в 1782 г. в стране насчитывалось всего 8 школ с 518 учащимися, а в 1786 г. их было 165 с 11088 учащимися, то в конце столетия - 288 школ с 22290 учениками.

Наряду с расширением сети народных школ, предназначавшихся для низших слоев общества, из которых впрочем, крепостные крестьяне исключались, увеличилось число сословных школ, предназначавшихся исключительно для дворян в конце XVIII в. существовало 5 кадетских корпусов вместо одного в первой половине столетия. Новым типом учебного заведения для дворян являлись благородные пансионы.

В 1764 г. в ближайшей к Петербургу деревне Смольной создается Институт благородных девиц. При Смольном имелось мещанское отделение для девочек не дворянского происхождения. В институте помимо общеобразовательных дисциплин, воспитанниц обучали правилам поведения в семье и в обществе, а также домоводству: кулинарии, шитью, уходу за детьми и т. д.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

Одним из серьезнейших препятствий на пути распространения научных истин была церковь. Препятствовали развитию науки стародавние обычаи и суеверия, за которые еще держалась немалая часть населения страны.

Научные знания носили во времена средневековья, как правило, узкопрактический характер. Так, изучение свойств различных растений было связано с применением их в народной медицине, географические и астрономические знания были необходимы для купцов, проникавших со своими товарами во все более отдаленные области страны и в зарубежные страны, и т. п. Такой узкий практицизм, отсутствие теоретической постановки естественно научных проблем ограничивали кругозор и тоже тормозили развитие научных знаний.

Словом, препятствий на пути развития науки было множество. Но всем сколько-нибудь наблюдательным и дальновидным людям становилась все более очевидной опасность отсталости России в научном и техническом отношении.

Развитие науки - процесс сложный, требующий и соответствующей материально-технической базы, и людей, которые могут и хотят заниматься наукой, и общественной Среды, способной проявить понимание и оказать поддержку научным изысканиям. В условиях феодально-крепостнического строя быстрых изменений произойти не могло, даже когда созревала настоятельная потребность в научных знаниях и эта потребность была осознана в правительственных кругах.

Как и во второй четверти XVIII века, основным центром научной деятельности оставалась Академия наук. К ней прибавился новый учебный и научный центр - Московский университет, а также Горное училище в Петербурге (1773) и Российская Академия (1783), занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. В развитии отечественной науки выдающееся место занимал М.В. Ломоносов, а среди иностранных ученых - крупнейший математик XVIII века Леонард Эйлер (1707-1783 гг.), вырастивший ученых из русских учеников. Среди них С.К. Котельников, разработавший вопросы теоретической механики и математической физики, С.Я. Разумовский - основоположник отечественной астрономии

Именно в Академии наук развернулась деятельность Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносовский период - ярчайшая страница в истории Петербургской Академии наук.

Вторая половина XVIII века примечательна небывалым взлетом технической мысли. Развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства стимулировало научную и техническую мысль. Это находило выражение в многочисленных изобретениях и усовершенствованиях машин, станков, инструментов, в создании технической литературы. Широко известны имена выдающихся изобретателей XVIII века: А. Нартова, И. Ползунова, И. Кулибина, Фроловых и многих других.

Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьян отразил "Плач холопов", появившийся среди крепостных крестьян в 1767-1768 гг. т.е. накануне крестьянской войны. В сочинение описано бесправие крепостного крестьянина, глумление над ним барина; жалобы на неправый суд завершаются угрозой "злых господ под корень переводить". Появляется множество сатирических повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях.

Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями. Первое из них - классицизм воплотился в творчестве А.П. Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателем репертуара русского театра.

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.

Первую треть XIX называют "золотым веком" русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского "Ревизора", где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки "Жизнь за царя". Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки "Руслан и Людмила" публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют "Золотым веком" русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости..."

Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли "Вечера на хуторе близ Деканьки". Первая печатная форма "Ревизора" появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.

Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М.Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение "Смерть Поэта", ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

"Одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры", эпохой "творческого подъема поэзии и философии после периода упадка" называл Н.А. Бердяев культурный Ренессанс начала века". Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи.

Мистифицированное представление о мире - одно из важных отличительных свойств русской культуры 90-х годов ХХ века. После безвременья, депрессии 80-х годов начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни. 90-е годы XIX в. важны в плане не столько итогов, сколько начал. Поэты-восьмидесятники (С. Надсон, К. Случевский и др.) подготовили почву для декадентов 90-х годов (или старшего поколения символистов). В 90-е годы заявляют о себе новые художественные течения, определяются механизмы их развития. Одним из течений этого периода был авангард. Тень невостребованности, неосуществленности, часто сопутствуя авангардистам, усиливает присущий им драматизм, изначальную дисгармонию с миром, которую они носят в себе: одиночество - внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жизни и ее финал.

В принятой хронологии начало авангарда относят к 1900-м, чаще к 1910-м годам, в результате чего вне его сферы оказывается символизм, бывший в России и на Западе если не первым словом, то предтечей авангарда.

Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, был синтез всех искусств. В литературе, которая продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тенденция выразилась в переходе от реализма к символизму. Д. Мережковский утверждал три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. "В жизни символиста все - символ. Не символов - нет",- писала М. Цветаева.

В 1900 г. младшие символисты - А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие, стали искать исцеления от недугов декадентства в духовно-религиозных, нравственно-эстетических и общечеловеческих идеалах, пытаясь совместить общественные интересы с личными. Уже в первое десятилетие XX в. в России было так много поэтов, что XIX в. по сравнению с XX столетием кажется безлюдным. И.Анненский называет 45 имен - от Бальмонта, Брюсова, Сологуба до Дм. Цензора и Поликсены Соловьевой.

Бурным и сложным было это время. В литературе и искусстве сосуществовали различные течения и направления. Некоторые из них были крайне эфемерными, преходящими.

К началу второго десятилетия XX в. в литературу начинали входить новые крупнейшие русские и будущие советские поэты и прозаики: В. Маяковский, Б. Пастернак, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Толстой и др. На смену символизму в этот период приходят другие литературные течения. Черты символизма проявились в таких разных, соперничающих между собой направлениях, как футуризм, акмеизм, новокрестьянская поэзия.

Особый тип миропонимания ренессансного человека XX в. проявился не только в литературе, но и в искусстве. Особенно тесно с символизмом оказались художники кружка "Мир искусства". В декоративно-прикладной области искания "Мира искусства" имели две тенденции. Одна из них шла из Абрамцева, имения С. Мамонтова, где в 80-е годы многие художники работали над возрождением русской старины. Аналогичные работы велись в имении княгини М. Тенишевой Талашкино (Смоленской губернии). Другая тенденция представляла собой поиски современного стиля - стиля модерн. В рамках этого стиля зарождался конструктивизм.

В 1906 г. кружок друзей сплачивается, чтобы провести в жизнь одну из своих старых идей: прославить русское искусство на Западе. Дягилев находит применение своему таланту организатора. Он устраивает в Париже выставку "Два века русской живописи и скульптуры", где наряду с художниками XVIII столетия были также широко представлены самые значительные мастера конца XIX-начала XX в. Так начиналось покорение Парижа - сердца культурной жизни Европы - русским искусством. В 1907 г. парижан знакомят с русской музыкой. Успеху программы из пяти концертов современной русской музыки в немалой степени способствуют участие самих композиторов: С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова и др.

Сезоны 1909-1911 гг. становятся событиями в мировой художественной жизни. Русское искусство оказывает влияние на формирование мировой художественной культуры. Во втором десятилетии XX в. появились многие художественные группировки. В 1910 г. в Москве, в помещении литературно-художественного кружка на Б. Дмитровке была открыта выставка "Бубновый валет", в которой приняли участие П. Кончаловский, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Лентулов, Р. Фальк - левые представители изобразительного искусства. К ним примкнули футуристы и кубисты.

М.Ф. Ларионовым были организованы специальные выставки - "Ослиный хвост", "Мишень". В 1913 г. он издает книгу "Лучизм" - манифест абстрактного искусства. В эти же годы работают первые подлинные зачинатели абстракционизма: В.Кандинский, К.Малевич, В.Татлин. Ими созданы направления, получившие широкое распространение в истории зарубежного искусства 20-30-х годов нашего века: абстракционизм (Кандинский), супрематизм (Малевич), конструктивизм (Татлин).

Конец XIX-начало XX в. отмечается появлением новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитектуру вводятся элементы живописи, скульптуры (в архиве работают В.М. Васнецов, М.А. Врубель, А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь, С.В. Милютин, А.С. Голубкина и др.).

Хотя в целом русский авангард, как и западный, тяготел к асоциальности, к абсолютизации творческого "я", однако русская социально-культурная почва серебряного века сказывалась на творчестве авангардистов. Это и трагизм "немоты" ("Черный квадрат" К.Малевича), и метафизические поиски нового религиозного сознания. Задачи авангарда - выражать духовные абсолюты в формах, соответствующих глубинам психики. Отсюда стремление к синтезу искусств будущего, к их новому сосуществованию. Именно этому з

Оглавление

- Введение

- Роль и место России в мировой культуре 1.1. История культуры России

- Современная культурная ситуация в России и ее место в мировой культуре Глава 2. Международное культурное сотрудничество

- Понятие международного культурного сотрудничества. Международные организации

- Международное культурное сотрудничество в г. Березники, Пермский край Заключение

- Список используемых источников

Заключение

Россия - страна с огромным культурный потенциалом. С самого начала своего культурно развития наша страна развивалась при непосредственном участии в ее судьбе иностранным государств, что позволяло не только обмениваться культурным опытом, но и применять его для более качественного и быстрого развития нашей страны.

На сегодняшний день, являясь одним из многочисленных членов ЮНЕСКО, Россия принимает активное участие в культурной жизни планеты, что несомненно поднимает ее статус на международном уровне, позволяет привлекать в страну иностранные капиталы для развития культуры, оказывать в помощь в культурном развитии странам третьего мира.

Даже в небольшом провинциальном городке, таком как город Березники, Пермского края, мы наблюдаем качественно неплохой уровень международного сотрудничества, что несомненно положительно влияет как на культурное развитие города, так и непосредственно на повышение уровня образованности его жителей.

Список литературы

1. Балакина, Т.И. Мировая художественная культура / Т.И. Балакина. - М.: Книголюб, 2000.

2. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура / Л.Г. Емохова. - М.: Академия, 1998.

. Ильин, Т.П. История искусств. Отечественное искусство/ Т.П. Ильин - М., 1984.

. История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX - XX в).- М.: Греко-латинский кабинет, 1999. - 448 с

. Кацва, Л.А. История России VIII - ХV вв. / Л.А. Кацва, А.Л. Юрганов. - М. : МИРОС, 1997.

6. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г. /

. Ключевский, В.О. Русская история" / В. О. Ключевский. - М.: Мысль, 1993.

8. Культура России: IX-XX вв.: учеб. пособие. - М: Простор, 1996.

. Международные неправительственные организации. Справочник. - М., 1967г.

10. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М.: Логос, 1993.

. Муравьев А.В. Очерки истории русской культуры IХ - ХVII вв. / А.В. Муравьев, А. М. Сахаров. - М.: Просвещение, 1984.

. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.27. - М., 1974.

. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Йеменской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, спорта и туризма 17 декабря 2002 г.

. Соглашение Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств "О культурном сотрудничестве государств - участников СНГ" от 4 декабря 2004 г.

15. Организация Объединенных Наций. Сборник документов, относящихся к созданию и деятельности. - М.: Госюриздат, 1956.

16. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций / В.М. Хачатурян. - М.: Дрофа, 1998.

. Щетинов, Ю.А. История России 20 век. / Ю.А. Щетинов. - М.: Манускрипт, 1995.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
48
Размер файла
50.4 КБ
Просмотров
386
Покупок
0
Роль и место России в мировой культуре. История культуры России
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Работы не найдены
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1950 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!